Бизнес во время коронавируса: потери или возможности

Влияние коронавируса на бизнес в России и крупных городах (Москва, Петербург) и на работу сотрудников. Работайте сейчас в 2 раза интенсивнее, сейчас лучшее время для роста, так как многие конкуренты затаятся и упустят возможности.

В 2002-2003 годах вспышка коронавируса SARS, известного как «атипичная пневмония», начавшаяся в Китае и распространившаяся на 25 стран, погубила около 800 человек — примерно каждый десятый заболевший. Мировой экономике все это обошлось, по приблизительным оценкам, в 40 млрд долларов. Правда, надо понимать, как пишут специалисты, что в 2002-2003 годах размер китайского валового продукта не превышал 1,7 трлн долларов в год, а сейчас его экономика в девять раз больше — 15 трлн долларов, а доля в общемировом ВВП увеличилась с 4% до 17%.

Менее очевидно для сторонних наблюдателей, но довольно болезненно для владельцев бизнеса пострадали многие другие отрасли, продажа запчастей, оффлайн-магазины и даже онлайн-магазины, не имеющие отлаженных процессов бизнеса. Сейчас это ярко видно на службах доставки еды, которые с большим трудом справляются с увеличившимся потоком заказов и новыми требованиями “бесконтактной доставки”: многие заказы задерживаются и на 5 дней, некоторые компании перестали принимать наличную оплату. А отказ от этого способа оплаты — потеря значительной доли клиентов.
Вся ситуация, вынудившая людей и бизнес сидеть по домам, явно показывает, что бизнес, не представленный в интернете, имеет огромные риски в своей работе. И тут речь даже не столько о рекламе, так как реклама — это явное поле конкуренции всех и инструментом тут могут быть только деньги. Речь идет о постоянном развитии и улучшении сайта с тем, чтобы обеспечить стабильный органический поток клиентов и их обслуживание даже в условиях отсутствия рекламы.

Какие меры может предпринять малый, средний и крупный бизнес в России в разгар коронавируса

Важно обеспечить возможность реализовать проданные товары или услуги должным образом. Для этого компания должна проанализировать и оптимизировать:
способы дистанционной оплаты (есть способы принимать наличную оплату и передавать чеки, не контактируя с покупателем). Достаточно заранее при оформлении заказа уточнить, с какой суммы понадобится сдача и продумать, как избежать безопасной передачи денег и чека.

Способы доставки товара — имейте информацию о том, где можно взять резервные мощности по доставке или возможность оптимизировать свои процессы доставки при возникновении необходимости. Не обязательно делать доставку бесплатной, важно делать ее удобной, предсказуемой и понятной для вас и ваших покупателей.

Продумайте заранее возможные механизмы изменения мотивации курьеров в случае, если имеющаяся мотивация не обеспечит достаточного количества курьеров и доставок в день.

Обеспечение коммуникации ваших клиентов и сотрудников (телефония, почта, мессенджеры) с вашими специалистами и работу из любой точки мира (уведомления на удобные почтовые ящики, возможность ревизии заказов из админки) и еще много всего такого же. Если все операторы заняты, пусть звонок фиксируется в отдельной очереди, которую вы сможете оперативно прозвонить. Если вопросы на почту дублируют друг друга — создайте шаблоны ответов и проинструктируйте своих менеджеров о том, как стандартизировано обрабатывать входящие запросы.

Измените информацию на сайте и в соцсетях с учетом актуальной ситуации. Подумайте, как ваша компания может облегчить жизнь клиентам. Кто-то будет признателен пакету гречки, кто-то — бонусной подписке на полезный или развлекательный сервис. Кто-то — ласковому слову и поддержке.

Помните, мир меняется и многие наши рекомендации будут вам полезны и после пандемии. Люди не будут иметь возможности или желания доходить до оффлайн-точек продажи не только в пандемию и карантин (который, мы надеемся, долго не продлится).

Важно понимать, что и глобальный, и региональный рынок может внезапно резко поменяться. Чтобы быть к этому готовым, мы рекомендуем проводить ревизию бизнес-процессов. Когда у вас есть полное формализованное понимание вашего бизнеса и каждого его элемента в отдельности, вам легче отладить весь процесс в случае любых изменений.

Зачем нужна ревизия бизнес-процессов?

Ревизия бизнес-процессов нужна как при создании бизнеса, так и позже — раз в 1-2 года минимум. Часто владелец бизнеса думает, что знает, как у него все устроено. Но почему-то на выходе получается, что “что-то пошло не так” и ожидаемый результат бизнес не дает. Причин на это много. Какие-то этапы бизнеса (обработка входящих заявок, отправка счета, передача запроса в отдел доставки, доставка) могут работать не так, как задумывались. На это влияют и человеческий фактор, и отсутствие автоматизации, и изменение привычек покупателей, и изменения самого бизнеса. Так, за пару лет работы в бизнесе могло появится много полезных нововведений, сделавших ненужными или необязательными часть рутинных действий. Но менеджеры могут продолжать их выполнять по привычке.

Иногда решение крошечной задачи позволит менеджеру сэкономить 15% своего рабочего времени и 20% времени своих коллег. За освободившееся время можно быстрее и лучше обработать больше входящих заявок. Что может увеличить количество повторных обращений и оптимизировать расходы на рекламу, например.

Никто не мешает вам пройтись по нашему плану и выполнить эту важную работу самостоятельно. Уделите этому время. Это будет полезно не только сейчас, в момент всеобщего карантина, но и после. Вы будете лучше понимать свои процессы и слабые места и иметь план для гибкого реагирования на изменяющиеся условия.

А есть ли компании, которые расцветут в разгар пандемии коронавируса?

Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, некоторые отрасли могут хорошо выиграть в текущей ситуации пандемии коронавируса. Судя по спросу, есть ряд отраслей, которым в условиях карантина и кризиса всё же удалось упрочить свои позиции. Сейчас на рынке востребованы:

— услуги ремонта и строительства
— магазины строительных материалов
— сервисы онлайн-обучения
— сервисы для удаленной работы (телефония, сервисы командной работы, внутренние CRM и т.д.)
— сервисы по доставке еды и товаров первой необходимости
— медицинские услуги
— продажа товаров онлайн (одежда, обувь, косметика, ювелирные украшения)
— продажа новых и б/у автомобилей
— индивидуальные тренировки и персональное обучение

Видимо, все, кто не смог поехать в отпуск и следит за падением рубля, решили вложить деньги туда, куда долго не могли их вложить. То есть год за годом между лыжами в Италии и ремонтом выбирали Италию, между поездкой на море и покупкой автомобиля выбирали моря. Сейчас же, когда Италия и море временно труднодоступны, ремонт, квартира, автомобили, обучение себя и своих детей сразу увеличили свою ценность.

Бизнес бизнесом, но самое главное — заботьтесь о себе и своих сотрудниках:

1) Позаботьтесь о здоровье себя и своих близких:
почаще мойте руки
берегите иммунитет
высыпайтесь
поддерживайте водный баланс организма
организуйте правильное питание
занимайтесь физкультурой и поддержанием иммунитета

2) ограничьте избыточные контакты
постарайтесь временно не посещать массовые мероприятия
по возможности не используйте общественный транспорт
держитесь подальше от людей с ОРВИ
пореже трогайте всякое, что трогали другие

3) Подготовьтесь
имейте достаточный запас денег и других ресурсов на случай, если введут карантин (1-2 месяца)
подготовьте план действий в критической ситуации (кто о вас позаботится, если поликлиники будут перегружены)
убедитесь, что у вас есть медполис и запас необходимых медикаментов.

Смотрите на ситуацию конструктивно в плане своего бизнеса

Стресс позволяет сфокусироваться на самом важном. Используйте это с умом.
пройдя испытания, бизнес станет сильнее и подготовленнее к внешним воздействиям.
вместо того, чтобы затаиться и выжидать, нужно работать в два раза интенсивнее – сейчас лучшее время для роста, т.к. многие конкуренты упустят сотни возможностей. Когда кризис поутихнет, вы будете на порядок впереди конкурентов. И будете гибки к новым изменениям.

По материалам