voity-v-rabochiy-rezhim

Как войти в рабочий ритм после карантина

Тренд на удаленную работу, о котором достаточно давно говорили в HR-среде, в результате эпидемии резко трансформировался в повседневность. Миллионы людей по всей России столкнулись с тем, что привычный распорядок поменялся стремительно и радикально.

Для компаний такой подход, возможно, пока воспринимается как модель переходного периода, но у него есть все шансы получить самостоятельную жизнь после кризиса. Переоценив свой подход к эффективности и контролю, работодатели вполне могут сформатировать новое рабочее пространство, находиться в котором будет комфортно и экономично.

Перевести своих сотрудников на удаленную работу на период карантина сумели около трети работодателей. Из них 20% готовы сохранить этот режим и после отмены самоизоляции. Для многих компаний стало открытием, что сгонять сотрудников в офис насущной необходимости нет, а на отказе от аренды помещений можно неплохо сэкономить. У сотрудников новый формат работы тоже не вызвал дискомфорта. С окончанием режима самоизоляции хотели бы продолжить работать из дома 41% респондентов.

Тем не менее такое отношение к «удаленке» сформировалось не в одночасье. На самоизоляции нам пришлось полностью перестроить привычный образ жизни. Находясь дома, многие из нас начали испытывать дополнительную нагрузку из-за наложения различных социальных ролей: сотрудник, супруг, родитель, ребенок. Это привело к деформации режима и нарушению баланса между рабочей и личной жизнью. Однако благодаря встроенным механизмам адаптации мы быстро научились принимать новую реальность и даже начали находить в ней свои плюсы.

Но маятник качнулся в другую сторону — по телевизору заговорили сначала про плато, а потом и про первые признаки спада эпидемии. А это значит, что большинству из нас предстоит обратный путь — от «домашнего ареста» к привычной офисной жизни. Какие первые шаги нужно сделать на этом пути, чтобы войти в прежний режим бодрым и работоспособным?

Пять шагов к возвращению в прежний ритм:

· Поверьте в свои силы. Даже если вам кажется, что прямо сейчас вы не знаете, куда двигаться, с чего начинать, — вспомните, из каких трудностей вы только недавно выбрались и что вам в этом помогло. Уж точно не паника и не отчаяние.
· Возьмите попутчиков. Объединитесь с коллегами, которые вместе с вами переживают перемены. Обсуждайте с ними свои чувства и переживания, поддерживайте тех, кто застрял в прошлом. Вместе сложности переживаются легче.
· Если вы изменили режим дня, понемногу сдвигайте его обратно. Каждый день ставьте будильник на 15 минут раньше. Мозг обмануть легко, а ощущение комфортного возвращения в режим строгих таймлайнов будет вам достойным вознаграждением.
· Берите в новую обстановку что-то из старой. Адаптация пройдет легче, если вы принесете с собой в офис что-то домашнее. Если, например, вы привыкли работать, подложив под спину любимую подушку-медвежонка, забирайте ее с собой в офис.
· Не нагружайте себя сразу. Распределите задания, и не паникуйте, если первое время голова будет отказываться работать в прежней обстановке, и все будет валиться из рук.

Никогда такого не было, и вот опять

Если верить аналитикам, периодические возобновления режима самоизоляции могут стать нашей новой реальностью. При этом, как мы все знаем, люди не любят и не хотят меняться. Мы привыкаем к тому, что есть, и изменения нарушают наш обычный распорядок. Для укрепления «вестибулярного аппарата» в условиях возможных эпидемических «качелей» стоит периодически напоминать себе о преимуществах и недостатках дистанционной работы, доставая те или иные аргументы, чтобы успокоить свой встревоженный мозг.

Респонденты так описывают преимущества и недостатки удаленной работы (приведены в порядке убывания значимости):

 Плюсы «удаленки» Минусы «удаленки»
 Экономия времени (и денег) на дорогу  Отвлекают домашние дела или домочадцы
 Экономия времени на подготовке к выходу из дома  Сложно настроиться на работу
 Гибкость рабочего графика  Снижается оперативность/эффективность взаимодействия с коллегами
 Дополнительное время для полезных дел  Сложно придерживаться рабочего графика
 Экономия времени на праздные разговоры с коллегами  Нехватка личного общения с коллегами
 Нет жесткого контроля  Трудно организовать/оборудовать рабочее место

Помимо перечисленных рациональных аргументов, переход к новому (или старому) формату трудовой деятельности будет менее болезненным, если следовать нескольким простым правилам.

Золотые правила адаптации

· Не формируйте негативных ожиданий.
· Подходите к переменам с любопытством, а не со страхом.
· Находите хорошее и не концентрируйтесь на плохом.
· Используйте слово «другой» вместо «плохой» или «неправильный».
· Дайте себе время, чтобы привыкнуть к новому распорядку.
· Не будьте критичны к себе и окружающим.

По материалам